МАЛышевскАЯ РОДИНА
ДОСТУПНО ОБ ИЗУМРУДНОМ КРАЕ

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Гой ты, Русь, моя родная…
Сергей Есенин.

Изображение: © Камнерезный Дом Антонова. forpost-sz.ru

Студенты — камнерезы……

Студенты Санкт-Петербургского горного университета вернулись с Урала, где сделали первые в своей жизни работы из поделочного камня.

Первокурсники кафедры материаловедения и технологии художественных изделий Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II прошли ознакомительную практику в Екатеринбурге, на базе Камнерезного дома Антонова. В рамках этой стажировки, на которую в обязательном порядке едут все студенты вуза по окончанию второго семестра, молодые люди ознакомились с азами своей будущей профессии.

Резкое увеличение времени, отпущенного на получение опыта работы по специальности, — одна из реперных точек пилотного проекта по совершенствованию системы подготовки кадров для отечественной экономики. Этот вектор развития поддерживают практически все работодатели. А те из них, кто больше других заинтересован в привлечении компетентной молодёжи, создают на своих предприятиях оптимальные условия для приёма юных участников процесса модернизации высшей школы.

Причём, речь не только о нефтегазовых, горных или машиностроительных компаниях, то есть о краеугольных для устойчивости социально-экономического развития всей России предприятиях. Как оказалось, дефицит сотрудников, способных качественно исполнять свои профессиональные обязанности, испытывают и многие другие сектора, в том числе художественной обработки камня.

«За последние десятилетия многие фабрики и заводы, которые занимались производством изделий декоративно-прикладного искусства, закрылись или распались на маленькие мастерские. Многие технологии были утеряны, художников, стремящихся, а главное — способных возродить былую славу России в этой сфере, как говорится, можно пересчитать по пальцам. Остальная инициатива скатилось до уровня ширпотреба, а то и вовсе утратила ценностный ориентир, превращая творчество в плод больной фантазии», — говорит Алексей Антонов, глава Камнерезного дома, на базе которого проходила практику молодёжь из города на Неве.

Кстати, это первый за последние 100 лет случай проведения в Уральском федеральном округе стажировок по профилю «Художественная обработка материалов» для студентов из северной столицы. То есть событие, без всякого преувеличения, знаковое. А вот сотрудничают с Горным университетом екатеринбургские мастера уже сравнительно давно. В прошлом году, например, к 250-летнему юбилею вуза, они создали памятник его основательнице Екатерине Великой, который установлен недалеко от парадного входа в старейшее высшее техническое учебное заведение нашей страны.

«Сейчас мы начинаем новый, ещё более значимый этап нашего партнёрства. Для нас, как специалистов, цель работы со студентами заключается не только в том, чтобы научить их основам мастерства, но и в том, чтобы сформировать в них ценностные ориентиры вместе с ответственностью за каждую созданную работу. Это крайне важно, ведь при всех культурных потерях, лишь в России сохранились уникальные виды искусства, такие как ювелирное и камнерезное мастерство, объёмная мозаика, флорентийская и русская мозаика. Для того, чтобы сохранить эти традиции и создать новые техники работы с камнем и металлом, нам, конечно же, необходимы молодые энергичные последователи, преемственность поколений, которая, как и в любой другой сфере является лучшей гарантией формирования наследия будущего», — подчеркнул Алексей Антонов.

Как рассказали сами студенты, в течение недели пребывания на Урале они увидели «весь творческий процесс создания произведений, начиная от добычи сырья, и заканчивая созданием из него высокохудожественных изделий». Удалось девушкам, а на первый курс этой кафедры в прошлом году поступили исключительно представительницы прекрасного пола, и поработать самостоятельно.

«В ходе визита на карьер Баженовского асбестового месторождения, нам было предложено найти образцы змеевика, пригодные для последующей обработки. Затем в мастерской мы выполняли достаточно простую, но в то же время требующую определённых физических усилий, предельного внимания и аккуратности работу: шлифовали, полировали и украшали изделия. Это было очень интересно, мы впервые смогли увидеть, как, казалось бы, неприметный и грязный камень превращается в предмет удивительной красоты», — вспоминает староста группы Анна Ларионова.

Принимающая сторона специально к приезду петербуржцев подготовила для них отдельные оборудованные помещения, где каждый гость под руководством опытных наставников смог почувствовать себя в роли мастера камнерезного и ювелирного дела. Не менее увлекательной получилась и экскурсионная программа. Например, выезды на Малышевское месторождение изумрудов или в офис ювелирного дома Chamovskikh, где студентам рассказали о поэтапной работе с изделием и наглядно продемонстрировали каждую фазу.

«Здесь с камнем или металлом работает большая команда профессионалов, каждый из которых выполняет определённую задачу. Меня поразило многообразие разновидностей нашей специальности: один ювелир подбирает камни для украшения, второй шлифует, третий полирует. А самое главное — в результате рождается настоящие произведения искусства, имеющие определённый смысл и отсылающие тебя к тем или иным историческим событиям», — поделилась впечатлениями Александра Пьяных.

Большая часть практики, естественно, проходила в мастерских Камнерезного дома Антонова. Его специалисты провели для студенток несколько мастер-классов, в рамках которых рассказали о том, что главное при обработке камня — это терпение и внимательность. Ведь любая ошибка, вызванная поспешностью, даже в случае создания сравнительно простого изделия, может безвозвратно его испортить.

«Всего каждый из нас смог самостоятельно сделать по три работы: гравировка по камню, обработка серебряной лилии и создание собственного ювелирного изделия из латуни. В моём случае это была подвеска. Самое главное, что мы трудились под чутким руководством больших профессионалов своего дела, которые помогали нам в течение всей практики. Для меня это был невероятно интересный и ценный опыт, я окончательно убедилась в том, что не зря поступила на эту специальность», — отметила Варвара Алпатова.

Помощник руководителя практики, аспирант кафедры материаловедения и технологии художественных изделий Владимир Злотин считает, что положительный ответ на вопрос: «хочу ли я заниматься этим делом дальше?», стал главным итогом визита в Екатеринбург первокурсников Горного университета. Сам выезд он назвал «уникальным для студентов событием», поскольку они получили максимально возможное представление о своей специальности.

«Принимающая сторона отлично организовала эту ознакомительную практику, за что хотелось бы поблагодарить всех представителей Камнерезного дома Антонова. Ребята не просто приехали и посмотрели на предприятие, а ознакомились с различными аспектами своей профессии. Узнали об истории её возникновения, способах получения материала для камнерезного дела, этапах производства ювелирного изделия, и, конечно, получили отличные практические навыки», — поделился мнением Владимир Злотин.

Особо ценным он назвал тот факт, что стажировка на Урале не является какой-то единоразовой акцией или результатом особенных отношений с титульным партнёром. Это часть планомерной работы, которая ведётся в рамках пилотного проекта по модернизации системы высшего образования и охватывает все направления подготовки.

«Определённо, реформа сильно повлияла на практики, ведь их стало намного больше, что позволяет в полной мере сформировать у студентов к моменту выпуска необходимый им набор профессиональных компетенций. Если же говорить непосредственно об ознакомительных стажировках, то, помимо прочего, изменилась их конечная цель. Ранее обучающиеся после прохождения практики писали отчёт, который включал в себя подробную характеристику производства: его цели и задачи, основные принципы работы, применяемое оборудование, технологии, программные продукты и так далее. Теперь же студентам необходимо проанализировать указанную выше информацию, выделить основные преимущества предприятия и, главное, его недостатки, предложив свой взгляд на решение тех или иных проблем», — резюмировал аспирант.

Напомним, что в нынешнем году студентов первого курса Горного университета, которые участвуют в пилотном проекте, принимали на таких предприятиях как «Апатит» (Мурманская область), БЕЛАЗ, Минский тракторный завод и многих других.

Источник: forpost-sz.ru

Возможно вам будет интересно