Столбовая дорога. Сибирский тракт
Группа асбестовских краеведов прошлась по старому Сибирскому тракту, обнаружив интереснейшие свидетельства старины.
Часть 1.
Началом строительства Московско-Сибирского тракта принято считать 1733 год. От Москвы он прошёл через Казань, Осу, Пермь, Кунгур и Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск и Нерчинск, до города Кяхта.
На землях Белоярской слободы и соседних с ней деревень работы по его строительству велись почти восемь лет — с весны 1737 года и до осени 1744 года. При Пермском губернаторе Карле Модерахе (с 1798 по 1811 год) тракт расширили, осадили берёзами, на всём протяжении окопали канавами. Ширина проезжей части составляла шесть саженей или, по современным единицам измерения, — 12,8 метра. А вдоль всего тракта были поставлены каменные верстовые столбы.
В тот период эта дорога во многих изданиях называлась столбовой и считалась самой благоустроенной в России. Движение было весьма интенсивным. Только в течение одного 1872 года по тракту прошло почти 85 тысячи возов, карет и кибиток. А за вековую историю по тракту прошло более миллиона арестантов всех категорий. По Сибирскому тракту проехали известные путешественники и особы царской семьи. Думаю, в будущем филиале музея Сибирского тракта у нас на Урале будет присутствовать перечень известных имён, которые совершили путешествие по этому пути, включая немецких путешественников и учёных с мировым именем: А. Гумбольдта, П. С. Палласа, А. Э. Брэма; русских ученых-путешественников: Н. М. Пржевальского и П. П. Семёнова Тянь-Шанского. Здесь провозили в ссылку и А. Н. Радищева, и Н. Г. Чернышевского, и известных декабристов. Здесь проезжал в Сибирь и будущий «царь-освободитель» Александр II в 1836 году.
По тракту прошли миллионы людей. Служивых, торговых, арестантов, каторжников, переселенцев, «вольных» людей и просто беглых. А еще богомольцев. Так раньше называли паломников, которые шли на святую землю поклониться гробу Господню. Шли они в летнее время, группами и поодиночке. В селе Грязновском, например, они могли остановиться, передохнуть и подкрепиться. Сельское население считало их святыми людьми, относилось к ним с почтением
и пускало на ночёвку. Это считалось богоугодным делом. Вот так с группой богомольцев и один из жителей села Грязновского ушёл на святую землю. С собой взял икону. По словам старожилов, путешествие продолжалось целый год. Вернувшись обратно, он всем показывал икону, к которой местные жители прикладывались с поцелуем. До конца жизни рассказывал о порядках и нравах в далёких землях.
В стороне от проезжих дорог
Сибирский тракт у нас почти рядом, он проходит через посёлок Белоярский, идёт в восточном направлении на город Богданович извилистым маршрутом. По современным меркам это совсем рядом с нами, поэтому мы решили пройти по трассе Сибирского тракта. Пока его ещё можно различить на местности — что осталось от некогда самой знаменитой дороги России. Подстегнуло нас ещё одно обстоятельство. В прошлом году из Москвы приехали коллеги, которые интересуются историей Урала и родословными связями. Нам пришлось провезти гостей по интересующим их местам. По пути показали им трассу старого Сибирского тракта и услышали вопрос: «Какова ширина Сибирского тракта?». Действительно, какова на самом деле ширина старого Сибирского тракта? В различных изданиях и всезнающем интернете цифры немного отличаются. А тракт вон, совсем рядом, и находится ещё в приличном состоянии. Поэтому было решено обследовать, промерять, запечатлеть, что ещё можно, на современные цифровые носители. На сегодняшний день настоящий Сибирский тракт, на участке от посёлка Белоярского до города Богдановича, находится в стороне от проезжих дорог, а параллельно ему проложена современная асфальтированная дорога, которая так же называется Сибирским трактом.
В полукилометре от асфальтированной дороги, прямо перед нами, — совершенно целое строение земляного полотна от старого Сибирского тракта. Здесь в наличии и в отличном стоянии не только сама дорога, но и тротуары по обеим ее сторонам. Тротуары подняты над уровнем основной дороги примерно на метр.
Интересная деталь: по обеим сторонам тротуаров сделаны кюветы. Они до сих пор хорошо видны на местности. Совсем недалеко от посёлка Белоярского мы произведём первое измерение. Дело в том, что во всех печатных изданиях и официальных документах ширина Сибирского тракта указана 6 саженей, или 12,8 метра. Самое первое измерение показало, что ширина кювета с южной стороны — 2,8 м, ширина тротуара — 4,2 м, ширина второго кювета к дороге — 3,2 м, ширина проезжей части — 14,10 м, ширина кювета — 3,1 м, ширина тротуара с северной стороны — 5,2 м и ширина кювета — 2,4 м.
В своё время, разговаривая со старожилами села Грязновского, я слышал, что вдоль всего старого Сибирского тракта были сделаны тротуары. Только их почему-то называли не тротуарами, а «булеварами». И рассказывали, что сверху они были отсыпаны жёлтым речным песком. Меня это очень удивило, понятно, что тротуары могли быть сделаны на территории жилых посёлков или деревень, но как они могли быть сделаны и, самое главное, зачем вне жилого пространства, например, в лесном массиве. Кроме того, старожилы рассказали, что через каждые 30 м росли берёзы, которые также были посажены на протяжении вдоль всего Сибирского тракта. В пургу, когда тракт переметало, — они служили прекрасным ориентиром.
Со всех сторон — лес, в низменных участках по обочинам растут буйные кусты, в которых перелетают мелкие птички… И в этой тишине, где-то далеко слышен перестук железнодорожных колес на чугунке. Именно так говорило старшее поколение: не железная дорога или транссибирская магистраль, а «чугунка». Кстати, современное поколение старожилов, проживающее вдоль железнодорожной магистрали на Дальний Восток, называет её «Китайским трактом». В южном направлении видны поля до горизонта, скрывающиеся за холмами. На север прямо в открытом поле видна современная автомагистраль, по ней на большой скорости мчатся легковые автомобили и целыми караванами идут разноцветные фуры. Убранные и перепаханные поля чёрного цвета, скошенные поля зерновых яркожёлтого цвета, а на поле лежат рулоны упакованной соломы до самого горизонта. Посредине ярко-жёлтого поля стоят небольшие берёзовые островки с ярко-зелёной листвой.
В левую северную сторону уходит хорошая дорога, это на деревню Чудова. Дорога эта существует с очень давних времен, она нанесена на все старинные карты. А на пересечении дорог обозначена часовня. Если сказать, что дорога на Чудова не меняла своего направления, то с большой долей вероятности можно сказать, что часовня находилась около пересечения дорог. Трасса старого Сибирского тракта выходит на возвышенность, и с неё хорошо просматривается раскинувшееся впереди село Грязновское. Только вот церковь, которой так гордились старожилы Грязновского, видна не очень. Издалека виден только современный, сверкающий золотом купол. Отлично видна металлическая вышка сотовой связи. Интернет, телефон и карты ГУГЛ, а также навигатор работают исправно на протяжении всего маршрута старого Сибирского тракта, пройденного нами.
Продолжение следует.
Александр Копырин, краевед, действительный член Уральского историко-родословного общества, член Русского географического общества
«Уральский следопыт» № 4, 2023 г.
Источник: asbestgid.ru